Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»

Частые причины того, почему болят десна, ‑ инфекционно-воспалительные заболевания. Такие заболевания десен входят в общую группу болезней пародонта и десен наряду с опухолевыми, предопухолевыми и иными. Пародонт – это совокупность тканей около зуба: собственно десны, периодонта, кости. Отечественная классификация выделяет такие воспалительные формы, как гингивит, пародонтоз, пародонтит.

Причины: почему возникают болезни десен

Главной причиной заболеваний данной группы являются бактерии, населяющие налет на зубах. Почему и как именно развивается болезнь, до конца не установлено. Известны общие факторы, способствующие возникновению патологий:

• заболевания кровообращения (гипертония, ревматизм и др.);
  • нарушения обмена веществ (диабет, гипотиреоз);
  • болезни системы пищеварения (гепатиты, язва);
  • инфекции;
  • периоды гормональной перестройки (беременность, подростковый возраст);
  • недостаточное поступление в организм витаминов.

К местным факторам относятся:

• травма (при неправильном лечении, из-за наличия зубных камней);
  • налет зубной;
  • нарушения прикуса;
  • аномалии тканей ротовой полости (уздечка короткая и т.п.).

Гингивит у взрослых

Гингивит представляет собой воспаление десневой слизистой без повреждения соединения десны с зубом. Более подробную статью про данное заболевание можно прочитать здесь.

В зависимости от причинного фактора также различают гингивит:

• бактериальный (вызывается бактериями, преимущественно стрептококковой группы, населяющими зубной налет);
  • вирусный (вызванный вирусами герпеса, папилломы человека);
  • микотический (например, кандидозный);
  • наследственный.

Локальный гингивит может обуславливаться травмированием десны, тогда как генерализованный, чаще всего, следствие инфекционных заболеваний, обменных нарушений.

Некротический язвенный гингивит носит название болезнь Венсана.

Воспаление может затрагивать часть десны (межзубный сосочек – папиллит, свободный край – маргинальный гингивит, локальный участок – очаговый гингивит) или распространяться по всей десне (диффузный гингивит).

Заболевание бывает острым/хроническим, катаральным/язвенным/гипертрофическим, с легким и тяжелым течением.

У женщин встречается реже. Развитие болезни происходит на фоне приема ОК (т.н. прогестеронзависимый гингивит) или беременности (название – гингивит беременных).

При отсутствии адекватного лечения хронические гингивиты приводят к пародонтиту и потере зуба.

Что делать, если в деснах появляются непривычные, дискомфортные ощущения, боли? Без промедления обратиться к специалисту!

Симптомы возникновения гингивита

При заболевании зачастую распухают и болят десна. При катаральной форме в десне чувствуется зуд, боль заметна во время приема пищи, возможна кровоточивость.

Если на десне появляются язвы, ощущается неприятный запах, повышается температура, врач может заподозрить язвенно-некротическую форму. При этом болеть и отекать могут и лимфоузлы. Боль отдает в щеку, зуб.

При атрофической форме болит в ответ на воздействие холодного или горячего, при гипертрофической – болит при надавливании.

Чем лечить десну, если она болит от гингивита

В ситуации, когда болит десна возле зуба, врач проводит тщательную диагностику и при подтверждении диагноза осуществляет гигиену ротовой полости профессиональную, устраняет провоцирующие факторы, при необходимости используя хирургические процедуры, назначает медикаментозное лечение (антибактериальные, противовоспалительные и пр.).

Гингивит у детей

В детском возрасте гингивит имеет связь с нарушениями обмена веществ, перенесенной инфекцией. Наиболее склонны к воспалениям на десне подростки (пубертатный гингивит). При развитии заболевания может болеть в области десен, появиться кровоточивость, зуд, отечность.

Пародонтит у взрослых

Еще одной причиной того, почему болит десна под зубом, может быть такое состояние, как пародонтит – воспаление пародонта, сопровождающееся разрушением околозубных тканей. Более подробную статью про данное заболевание можно прочитать здесь.

Различают острую (заметны боли в области десен, повышение температуры) и хроническую (боли отсутствуют или слабовыражены), локальную и генерализованную формы заболевания, легкую, среднюю и тяжелую степени.

Начальные признаки заболевания (боль присутствует далеко не всегда) выявляются практически у всех взрослых и почти у 80% детей.

Пародонтит часто оказывается «продолжением» маргинального гингивита, пародонтоза. Спровоцировать болезнь могут:

Симптомы пародонтита

Первый признак нарушения, это то, что кровоточат десна (при надавливании и нажатии), болят зубы при этом несильно, может болет десна над зубом. По мере прогрессирования заболевания нарушается костная опора зуба, последний расшатывается, появляются зуд, неприятный запах, боль нарастает и т.д.

При обострении хронической формы боль приобретает пульсирующий характер, болит и увеличивается группа лимфоузлов, возможно гноетечение.

Что делать, чтобы вылечить пародонтит

Консервативное лечение включает удаление зубного камня, применение антисептических препаратов, средств, устраняющих боль. Хирургически удаляются зубодесневые карманы, камни. При болях назначают болеутоляющие препараты.

Пародонтит у детей

Особыми формами агрессивного (быстропрогрессирующего с ранним началом) пародонтита являются:

• препубертатный – встречается до 11-ти лет;
  • ювенильный локализованный – у подростков без системных заболеваний;
  • генерализованный ювенильный – развивается на фоне иммунодефицитных состояний, может отмечаться выраженная боль, отек, лихорадка.

Пародонтоз у врослых

В 4-5 % заболеваний пародонта выявляется такая патология, как пародонтоз – заболевание с изначальной дистрофией костной ткани, часто развивается без предшествующих гингивита и пародонтита, не всегда сопровождается болью. Причины болезни до конца не изучены.  Предрасполагающим фактором считается возрастное изменение в деснах, остеопороз челюстной кости.

Симптомы пародонтоза

Боли, как правило, отсутствуют, присутствует чувствительность зубов.

Патология может осложняться присоединением воспалительного процесса (появляется боль, может опухнуть десна возле зуба).

Что делать, если у вас начинается пародонтоз

Эффективное лечение заболевания на сегодняшний день отсутствует. Если десны ноют, болят, проводят массаж, физиопроцедуры для устранения болей, укрепления тканей (ультразвуковую обработку, электрофорез), хирургическими методами осуществляют регенерацию тканей.

Другие заболевания десен у детей

В детском, подростковом, юношеском возрастах встречается такая патология, как идиопатический пародонтолиз – быстрое разрушение всех пародонтальных тканей. Боли появляются на второй стадии, вместе с гноетечением, может частично опухнуть щека. Почему болезнь возникает, пока не ясно. Лечение симптоматическое, с купированием боли и усилением регенерации ткани.

Фиброматоз десневой (в деснах отмечается уплотнение, они увеличиваются, проявляется болезненность) часто связан с прорезыванием зубов, молочных или постоянных.

Профилактика заболеваний десен

Что делать, чтобы не доводить до состояния, когда болит десна, опухает щека? С такой целью важно правильно ухаживать за деснами, внимательно относится к причинам которые отрицательно влияют на здоровье полости рта. Важно регулярно посещать стоматолога, адекватно корректировать системные нарушения, вовремя реагировать на проявление болезненности.

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Современная диагностика заболеваний зубов (кариеса, пульпита, периодонтита)
Гранулема на корне зуба: признаки, сиптомы, лечение в клинике «Астра», цены
Лечение и чистка каналов зуба в клинике «Астра»
Лечение острого пульпита у взрослых и детей в СПб, цены в стоматологии «Астра»