Открытый и закрытый кюретаж зубодесневых пародонтальных карманов: что это за процедура и зачем она нужна?

Пародонтоз – распространенное заболевание тканей, окружающих зуб, иначе называемых пародонтом. Основная причина — зубной налет, служащий благоприятной для развития патогенных микроорганизмов средой. Вредные бактерии, активно питаясь и размножаясь, затем не щадят дёсны пациента. Создается серьезная проблема, требующая врачебного вмешательства.

Что такое зубодесневые карманы?

Сформировавшись на поверхности зуба, инфекционный очаг постепенно проникает в зубодесневую борозду. Образуются плотные отложения — зубные камни. Если мягкий зубной налет можно вымести зубной щеткой во время гигиенической процедуры, то камень таким образом уже не устранить.

Вот так выглядит зубной камень

А вот так: ротовая полость без зубного камня

Зубные камни провоцируют воспалительный процесс в окружающих областях, поражая, среди прочего, и соединительнотканные зоны. Это, в итоге, приводит к формированию своеобразных пустот между пришеечным участком зуба и краем десны – пародонтальных (зубодесневых) карманов. Если вы заметили на зубах желтовато-коричневые отложения, которые остаются и после чистки зубов, покраснение десен – обязательно покажитесь врачу. Он определит степень серьезности проблемы, глубину образовавшихся карманов.

На начальных стадиях удается обойтись консервативными терапевтическими методами, но иногда ситуация требует хирургического вмешательства.

Оперативное лечение патологий пародонта включает:

• лоскутные операции;
  • методы по устранению патологических зубодесневых карманов (кюретаж различных видов, гингивэктомию, гингивотомию);
  • пластику преддверия рта.

Давайте рассмотрим подробнее такую процедуру, как кюретаж зубодесневых карманов, потому что именно с ней чаще всего приходится сталкиваться пациенту.

Кюретаж зубов (а именно пародонтальных карманов) – выскабливание полости зубодесневого кармана посредством особых инструментов, удаление грануляций, зубного камня, размягченных патологических участков, а также содержимого, которое включает болезнетворные микроорганизмы, материалы тканевого разрушения и жизнедеятельности микробов и пр.

Показание для проведения процедуры – это средняя степень пародонтита, с глубиной карманов порядка 5 мм, при отсутствии костных карманов и достаточной десневой плотности. Различают открытую и закрытую методику проведения.

Открытый кюретаж парадонтальных карманов

Данный вариант процедуры отличается глубиной вмешательства. Он показан, если:

• пародонтальные карманы имеют глубину порядка 0,5 см;
  • имеются деформационные изменения межзубных сосочков (вследствие грануляционных разрастаний);
  • плотное прилегание к зубу десны отсутствует.

Открытый кюретаж

Метод противопоказан, если:

• «карманная» глубина превышает 5 мм;
  • десневые ткани чрезмерно тонкие;
  • десневой край некротически изменен;наблюдается выделение гноя, абсцедирование;
  • присутствуют инфекционные и/или воспалительные заболевания ротовой полости.

Достоинства открытого кюретажа:

Метод позволяет устранить полностью зубодесневой карман вместе с содержимым, предотвратить дальнейшее ухудшение состояния пародонта. Преимущество открытого метода заключается в длительной ремиссии процесса воспаления – до 3-4 лет, а то и более. Десны вновь крепкие и здоровые. Время от времени требуется только профилактический осмотр.

Недостатки:

• относительно высокая стоимость;
  • длительность процедуры;
  • присутствует риск опущения десны.

Если инфекционный очаг слишком глубок, то участок десны после предварительной обработки полости рта антисептиком и обезболивания, разрезается (имеется сходство с т.н. лоскутной операцией) и отделяется. Патологические зубные ткани, назубные отложения инструментально удаляются, заполировываются корневые поверхности, удаляются поврежденные мягкие ткани. После промывки антисептиком накладываются фиксирующие швы и защитная повязка. Длительность всей процедуры составляет примерно 2 – 3 часа. Снятие швов проводится спустя 10 – 14 дней.

Несмотря на серьезность вмешательства, дискомфорт для пациента – минимальный. Зато полностью уничтожается инфекционный очаг, который не только разрушает десну, но и является источником интоксикации всего организма. Ведь под удар поставлена работа сердца, кровеносной системы, здоровье суставов.

В первые двое-трое суток от момента вмешательства рекомендуются:

• прикладывание холода к оперированной области;
  • исключение грубых и/или раздражающих напитков и пищи;щадящее проведение гигиенической чистки зубов;
  • полоскание ротовой полости (особенно после приема пищи) антисептическими растворами, травяными отварами и настоями.

В сети стоматологических клиник «Астра» процедура осуществляется посредством ручного инструментария и высококачественных материалов производства США, Германии и пр. Стоимость процедуры для одного зуба – 1650 рублей (см. раздел «Цены» — пародонтология).

Закрытый кюретаж пардонтальных карманов зубов

Подобный вариант кюретажа осуществляется с целью устранения неглубоких зубодесневых карманов и уменьшения размеров глубоких. Применяется при легкой/средней степени пародонтита с плотной структурой десны и «карманной» глубиной до 4х мм в отсутствие костных карманов.

Процедура позволяет:

• снизить кровоточивость и зуд десен;
  • устранить патологическую подвижность зубов.

Противопоказания:

• наличие абсцессов и костных карманов;
  • выделение из пародонтальных карманов гноя;
  • глубина зубодесневого кармана более 5 мм;
  • чрезмерно высокая зубная подвижность;
  • истончение и/или фиброзные изменения десневой ткани;
  • острые инфекционные патологии ротовой полости.

Основной недостаток – отсутствие зрительного контроля за осуществлением процесса, как следствие: повышенные требования к квалификации специалиста, проводящего процедуру. Преимуществами в сравнении с предыдущей методикой являются меньшие временные затраты и более низкая стоимость.

Как идет процесс лечения при закрытом кюретаже

Процедура осуществляется посредством тончайших ручных (иногда и ультразвуковых) инструментов при местном обезболивании. После определения глубины специальным зондом зубодесневые карманы очищают промывкой антисептическим раствором.

Процедура лечения методом закрытого кюретажа

Далее проводят полировку зубных корней, удаляют на зубах отложения, вросший ротовой эпителий, грануляционные образования и прочее патологическое содержимое.

По окончании процедуры повторно обрабатывают антисептиком, одновременно проводя кровоостанавливающие процедуры, накладывают защитную повязку. Окончательное заживление раневой поверхности наступает спустя примерно 2-3 недели после процедуры.

В первое время после вмешательства может наблюдаться зубная чувствительность к сладкому/кислому, холодному/горячему.

Рекомендации после процедуры:

• исключить в первые дни потребление грубой пищи, раздражающих напитков;
  • щадяще проводить гигиенический уход за ротовой полостью;
  • применять полоскания и ванночки с антисептическими/ранозаживляющими препаратами.

Возможные осложнения при нарушении рекомендаций:

• крово- и гноетечения;
  • развитие пульпита.

Для закрытого кюретажа в нашей клинике используются материалы ведущих европейских и американских производителей. О стоимости процедуры можно узнать на сайте в разделе «Цены» — пародонтология. На сегодняшний день она составляет 1100 рублей за один зуб.

Повторное проведение процедуры кюретажа возможно не ранее, чем через год после предыдущего вмешательства.