Как лечить клиновидный дефект зубов, причины и симптомы поражения

Среди таких заболеваний, как некариозные поражения зубов, клиновидный дефект занимает ведущее место. Распространенность дефекта во многом связана со сложностями ее диагностики и лечения. Собственно дефект отличается прогрессирующим на протяжении нескольких лет истиранием сформированием характерных V-образных полостей. Типичным является проявление дефекта в зоне перехода эмалевой ткани в корневой цемент.

Пришеечный клиновидный дефект зубов имеет «дно» (десневую зону) и «крышу» (коронковую зону). Постепенно коронковая поверхность становится короче десневой и начинает располагаться под прямым углом к поверхности зуба.

Клиновидный дефект зубов распространен среди пожилых и средневозрастных лиц, у детей встречается исключительно редко (при выявлении такого состояния детское лечение проводится так же, как и лечение у взрослых).

Причины появления клиновидного дефекта зубов

Описываются следующие теории происхождения клиновидного дефекта зубов:

• механическая, например, из-за травмирования шейки, когда зубы очищаются зубным порошком;
  • химическая, когда зубы деминерализируются кислотами
    • эндогенными – желудочными или образующимися при брожении остатков пищи;
    • экзогенными – содержащимися, например, в пастах с отбеливающим эффектом;
  • влияния патологий полости рта (пародонтита, гингивита и др.), когда ослабление эмали происходит при воздействии зубных отложений;
  • влияния физических факторов на зубы – холодного воздуха и др.;
  • влияния неправильного распределения зубной нагрузки, например, из-за нарушений прикуса, скрежетания зубами;
  • влияния изменений слюны – количества и/или качества, что снижает защитные свойства слюны.

Разновидности и стадии клиновидного дефекта зубов

Классификация клиновидных дефектов:

• щелевидные:
  • глубокие;
  • срединные;
  • множественные(более распространены,часто отличаются локализацией на симметричных зубах) и единичные;
  • пришеечные, коронковые и корневые (зубы повреждаются на цементно-эмалевой границе, по поверхности или по корню).

При таком состоянии, как клиновидный дефект, стадии развития включают:

• начальную – на зубах практически незаметны изменения (можно разглядеть поражение только с помощью лупы), симптомы отсутствуют, но иногда имеется чувствительность к раздражителям;
  • поверхностную – щелевидные дефекты до 0,1 мм глубиной, в длину‑ 3 – 3,5 мм, чувствительность зуба усилена;
  • среднюю – клиновидное поражение зубов длиной до 4 мм,глубиной до 0,3 мм;
  • глубокую – зубы имеют повреждения в глубь‑до 0,5 мм, в длину ‑ до 0,5 см, при этом стенки,дно дефекта блестят, гладки, имеют ровный край.

Клиновидный дефект зубов: симптомы

Обычно наличие дефектов не отличается какой-либо болезненностью. Редко зубы отличаются чувствительностью, болевыми проявлениями при действии механических, термических или химических агентов. Основной жалобой пациентов при данном состоянии является эстетическая непривлекательность зубов.

В общей ситуации симптоматика зависит от скорости развития процесса. Различают следующие фазы течения заболевания:

• быстрого течения – ткань убывает быстро на протяжении двух месяцев, истирание опережает откладывание дентиназаместительного, зубы приобретают чувствительность, появляются боли;
  • стабилизации ­– патология прогрессирует медленно, безчрезмерной чувствительности, болей.

При серьезной выраженности клиновидного дефекта при надавливании может случиться отлом зубной коронки.

Диагностика клиновидного дефекта зубов

Качество лечения напрямую зависит от точности постановки диагноза. Диагностика заболевания включает опрос больного, осмотр полости рта и поврежденного зуба.

Больные жалуются на косметический дефект, а при распространении повреждения – боли в ответ на раздражение. При осмотре выявляется в пришеечной зоне характерное клинообразное углубление с гладкими твердыми стенками. Инструментальное обследование дефекта включает:

• зондирование зуба – подтверждает гладкость тканей;
  • перкуссию зуба – выявляет безболезненность при постукивании;
  • пальпацию зуба и окружающих тканей.

С целью достижения максимальной эффективности важно правильно поставить диагноз и не перепутать симптомы с похожими заболеваниями:

• кариесом зубов – заболевания на начальных этапах схожи, но позже при клиновидном дефекте, в отличие от кариеса, происходит сглаживание шероховатости и уплотнение стенок и дна области поражения, кроме того, кариес характеризуется большей болезненностью при химическом воздействии, к которому чувствителен и клиновидный дефект, но последний так же сильно воспринимает и иные виды раздражения;
  • некротическим поражением эмали зуба;
  • эрозией зуба – различие заключается в разной внешнем виде и локализации повреждений.

Профилактика клиновидного дефекта зубов

Профилактические мероприятия:

• соблюдать грамотную технику чистки зубов;
  • не использовать жесткощетинные зубные щетки, любой зубной порошок, высокоабразивные пасты;
  • поддерживать гигиеничное состояние зубов;
  • использовать кальций-,фтор- и фосфатсодержащие зубные пасты;
  • выявлять и лечить болезни полости рта;
  • регулярно проводить реминерализирующее лечение;
  • устранять патологии прикуса (ортодонтическое лечение), осуществлять своевременное протезирование, подбор оптимальной ортопедической конструкции;
  • проводить лечение и коррекцию общих хронических патологий;
  • ограничить/полностью отказаться от употребления раздражающей пищи;
  • пить с использованием соломинки;
  • ополаскивать ротовую полость после приема пищи;
  • минимизировать вредные воздействия на производстве (например, путем использования респиратора);
  • проводить ежегодно профосмотры работников вредных производств (кондитерских, химических и пр.);
  • проводить витаминотерапию дважды в год в течение месяца.

Лечение клиновидного поражения зубов

При клиновидном дефекте тактика лечения, а, соответственно, и стоимость, определяются глубиной повреждения.

На начальных этапах лечение предполагает принятие мер по остановке прогресса патологии, включающих:

• отказ от жесткощетинных щеток;
  • чистку зубов круговыми вертикальными движениями;
  • использование фторсодержащих или реминерализирующих паст;
  • аппликации на пораженный зуб веществ для повышения устойчивости зубных тканей – растворов глюконата или лактата кальция, фтористого натрия (т.н. реминерализирующую терапию).

Аппликации лекарственных средств осуществляют по следующей схеме:

• удаляют налет с зубов;
  • проводят изоляцию поверхности от слюны;
  • высушивают зуб струей воздуха;
  • прикладывают на зуб ватную или марлевую повязку, смоченную реминерализирующим раствором, со сменой каждые 5 минут на протяжении 15 минут, фторидный раствор прикладывают после аппликаций с кальцием однократно на 3 минуты (весь курс предполагает 10 – 15 аппликаций каждые полгода).

Пломбирование

Выраженные поражения зуба требуют проведения такого варианта лечения, как пломбирование. Пломбирование клиновидного дефекта проводится наногибридными и жидкотекучими композитными фотополимерными материалами без препарирования. Закрытие клиновидного дефекта не всегда позволяет  избавиться от проблемы, вот почему необходим периодический врачебный контроль за пораженным участком и, при необходимости, замена пломбы.

Реставрация и коронки

При глубоком распространении патологии с целью лечения изготавливают коронки на зуб.

Реставрация клиновидного дефекта зубов иногда проводится фарфоровыми вкладками, вкладками из сплавов благородных металлов.

Окончательный выбор того, как лечить клиновидный дефект зубов, осуществляет врач-стоматолог с учетом возраста пациента, локализации и формы повреждения, особенностей эстетики лица и пр. Важно понимать, что чем раньше врач занялся дефектом, тем выше его эффективность.

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Пломбировка каналов холодной и горячей гуттаперчей, методы пломбирования
Вторичный (рецидивный) кариес под пломбой: причины, симптомы, лечение
Симптомы, причины возникновения пришеечного кариеса и его лечение в «Астре»
Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»