Как вылечить парестезию: онемение после удаления зуба мудрости

После лечения или удаления зуба мудрости, частичная зона губ, щеки, языка начинают неметь? Слабая надежда, что это все еще проделки анестезии, проходит ближе к ночи — анестетик не действует так долго.

Так бывает, когда был задет сосудисто-нервный пучок тройничного нерва нижней челюсти во время хирургического вмешательства или как следствие внутрикостного отека. Потеря чувствительности из-за расстройства работы нервных окончаний называется парестезией. Ощущения крайне неприятные.

Причины онемения после процедуры удаления зуба

Зуб мудрости удален, визит к стоматологу удался, но чувствительность не возвращается: подбородок, часть щеки, языка онемели, проявляется боль. Парестезия — один из видов осложнения после экстракции зубов мудрости, имплантации, эндодонтического лечения. Возникает нечасто: онемение составляет только 0,96% (8 случаев из 8832) при лечении нижних зубов, и около 2% осложнений приходится на удаление.

• Если у зуба мудрости сложные корни, аномальное расположение в нижней челюсти или он слишком близко расположился к отросткам тройничного нерва — стоматолог-хирург может задеть нервное окончание и повредить его.
  • Онемение, как побочный эффект, возникает еще из-за сильного кровотечения или отека вокруг раны: нервные окончания сдавливаются и не получают питания (кислорода).
  • Когда стоматолог обкалывает больной зуб для операции, игла может попасть в нижний альвеолярный или язычный нерв. В этих случаях нерв практически не повреждается, язык, подбородок и губа теряют чувствительности не так сильно и восстанавливаются в течение нескольких дней.

Онемение после удаления зуба — это не просто риск механического повреждения при операции, к парестезии есть предрасположенность. Больше всего ей подвержены пациенты старше 25 лет, с хроническими и острыми заболеваниями:

• Остеохондроз, невралгия, травмы нервных окончаний.
  • Нарушения в работе сердечно-сосудистой деятельности
  • Слабый иммунитет, авитаминоз.
  • Диабет, наружения эндокринной системы.
  • Болезни ЖКТ.
  • Онкология.

Любая болезнь увеличивает риск возникновения онемения после вмешательства, усложняет реабилитацию, требует проведения длительных процедур.

Симптомы парестезии: как понять, что что-то не так?

Большинство пациентов говорят, что онемевшая часть лица становится будто пластиковой. Парестезия проявляется частичным онемением, ощущением жжения, покалывания, неприятными мурашками. В некоторых случаях, чувствуется боль.

Неприятные симптомы длятся от пары дней до нескольких месяцев. В редких случаях — до года и дольше. Онемение, которое не проходит в течение трех месяцев после удаления называют персистирующей (хронической, длительной) парестезией.

Действие анестезии или онемение?

Заморозка обычно проходит через 2-6 часов после введения препарата, затем происходит восстановление чувствительности. Длительность действия анестетика зависит от восприимчивости организма пациента и от вида обезболивающего. Чем сильнее средство, тем дольше длится эффект.

Онемение нижней челюсти может наступить и через несколько суток. Есть случаи, когда парестезия выражалась на 4-й день после лечения корневых каналов из-за отека или заапикальное выведение пломбировочного материала (когда гуттаперча попадает за верхушку корня).

Важно!

Не грейте щеку в месте удаления зуба, чтобы исключить неприятные ощущения.  Действие анестезии быстрее не пройдет, а горячие компрессы усилят кровотечение раны после экстракции. Гематома сжимает сосудисто-нервный пучок, что приводит к онемению. Полоскать тоже нельзя, чтобы не вымыть кровяной сгусток из лунки.

О парестезии можно говорить в том случае, если онемение подбородка и губ не проходит через 6 часов после инъекции или возникает через несколько дней после оперативного вмешательства. Чтобы подтвердить диагноз, нужно обратиться к своему лечащему стоматологу, который при необходимости направит на консультацию к неврологу или нейрофизиологу.

Нужно ли лечить онемение щеки, подбородка (парестезию)?

В большинстве случаев онемение после удаления или лечения зуба проходит самостоятельно через несколько дней или недель. В течение этого времени может проявится чувство покалывания, мурашек — это говорит о том, что чувствительность после удаления зуба восстанавливается.

Нервное волокно тонко реагирует на недостаток кислорода, поэтому на восстановление может уйти много времени. При устойчивой парестезии врач назначает лечение:

• Медикаментозное. Специалист прописывает курс терапии препаратами, которые снижают вязкость крови, налаживают нормальное кровообращение: «Трентал», «Актовегин», «Пирацетам», витамин В, дибазол, галантамин, алоэ — внутримышечно или внутривенно.
  • Физиотерапевтическое. Электрофорез, магнитотерапия, лечение грязями, ультравысокочастотная терапия и другие процедуры.
  • Оперативное. Операции проводятся редко, в случаях отсутствия положительной динамики при лечении.

Если чувствительность у пациента во время лечения не появляется, специалист назначает дополнительное обследование у нейрофизиолога. Он определяет тип невропатии с помощью проведения процедуры электронейромиографии на уровне лицевого и тройничного нервов.

Как предотвратить парестезию

Перед удалением и лечением зубов в нашей клинике всегда назначают компьютерно-лучевую томографию и ортопантомограмму. К сожалению, предотвратить онемение иногда бывает нереально из-за аномально расположенных корней зуба мудрости. А возникновение парестезии вследствие отека предсказать еще сложнее.

Большую роль играет профессионализм хирурга-стоматолога. Он должен обладать отличными знаниями анатомии: сложное строение нижнечелюстного канала требует большого практического опыта.

Внутренние страхи перед осложнениями — не повод затягивать удаление по показаниям. Внимательные и опытные хирурги не допускают грубых ошибок, не проводят удаление без предварительной консультации.

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Почему не приживается имплант зуба: основные причины
Пломба на зуб с помощью штифта, реставрация зуба на штифте
Как наращивают зуб на штифт, как ставят коронку на штифт
Удаление зубного камня в клинике «Астра»: симптомы, причины появления, профилактика
Лучшие варианты обезболивающего при лечении зубов, удалении зуба мудрости
Причины, почему выпадают постоянные или временные пломбы из зуба и что с этим делать?
3d-компьютерная томография верхней и нижней челюсти (КТ зубов) в СПб, цены
Как происходит наращивание костной ткани десны при имплантации зубов
Сколько каналов в 5, 6, 7 и остальных зубах верхней и нижней челюсти, какая длина
Какие виды зубных имплантов существуют, чем они отличаются между собой?
Производители имплантов зубов, какой фирмы лучше ставить импланты?
Противопоказания к имплантации зубов и установке имплантов, возможные осложнения