Операция по удалению зуба является исключительно крайней мерой, оправданной лишь в том случае, когда сохранение его невозможно. Чтобы избежать удаления, стоматологи используют ряд медицинских мероприятий, одним из которых и является процедура депульпирования.

Депульпирование представляет собой операцию по удалению мягких тканей зуба, в которых находятся нервные окончания. Эти ткани, собственно, и называются пульпой. Показанием к депульпированию может стать кариозная болезнь в глубокой стадии, воспаление пульпы, или пульпит, в некоторых случаях – тяжелая форма пародонтита.

До недавнего времени удаление нерва считалось одной из наиболее болезненных для пациента стоматологических процедур. Что, впрочем, неудивительно, учитывая технологию процесса. Зуб раскалывали, нервные окончания зуба открывали и обрабатывали мышьяком (специальным веществом, цель использования которого – умерщвление нервов), после чего прикрывали временной пломбой. Через два дня временная пломба демонтировалась, нерв удалялся, а очищенные каналы закрывались пломбой постоянной. Двухдневного срока действия мышьяка не всегда было достаточно для полного умерщвления нервов, но удлинение этого периода могло спровоцировать развитие у пациента медикаментозного периодонтита. Поэтому стоматологи были вынуждены удалять живые нервные окончания. Естественно, что проведение этой процедуры безболезненно для пациента было невозможным.

Но самая серьезная проблема заключалась даже не в боли. Значительную сложность для врачей представляло полное прохождение зубных каналов. У многих пациентов каналы имели сильно искривленную форму, поэтому обработать их от начала и до конца удавалось далеко не всегда. Результатом несовершенной технологии удаления нервов становились длительные боли, а иногда – и последующее удаление зуба.

Почему нужно лечиться у нас?

Врачи-ортодонты с большим опытом.

Все ортодонты работают в клиниках от 7 до 15 лет.

Цены в наших клиниках не высокие, но уровень оказанной услуги соответствует мировым стандартам.

Клиники обладают самыми широкими инструментальными возможностями для установки брекет систем.

На сегодняшний день ситуация с депульпированием обстоит совершенно по-другому. И хотя назвать эту процедуру приятной всё еще сложно, страданий пациенту она приносит значительно меньше.

Удаление пульпы в современной стоматологической клинике проходит следующим образом: для начала пациент получает инъекцию местного анестетика, цель которого – полностью купировать чувствительность зуба. В исключительных случаях уровень сложности хирургического вмешательства требует замены местной анестезии общим наркозом. Применение обезболивающих препаратов позволяет обойтись без умерщвления нерва. В результате живые ткани зуба остаются нетронутыми, в то время как использование мышьяка такую возможность исключало.

Для определения длины корневых каналов стоматологи используют рентгеновские снимки. Чтобы наверняка убедиться в своей правоте, врач может перед рентгеном вставить в канал специальный инструмент с ограничителем. Таким образом, необходимая длина пломбировки определяется наиболее точно. Альтернативой рентгеновским снимкам является использование специализированной аппаратуры, контролирующей все этапы обработки зубных каналов.

На последнем этапе каналы тщательно пломбируются. В большинстве случаев пломбы на постоянной основе устанавливаются сразу, но иногда для гарантии результата используются их временные аналоги. Тогда постоянная пломба ставится после проведения повторного обследования. Всего операция по удалению нерва зуба занимает около часа (против двух дней, необходимых для действия мышьяка). Депульпированный зуб отличается от своих целых «соседей» повышенной хрупкостью (ведь именно пульпа обеспечивает его защитные свойства). Поэтому многие стоматологи рекомендуют помещать его под керамическую коронку.

Стоит отметить, что депульпирование как было, так и остается весьма непростым процессом. Риск возникновения осложнений сведен к минимуму, но игнорировать его нельзя. Результатом некачественного удаления нерва может стать необходимость повторного хирургического вмешательства. Причем не всегда с целью депульпирования. В некоторых случаях ошибка врача приводит к резекции корня зуба.

Свидетельством того, что операция была проведена некачественно, является непрерывная острая боль после пломбировки каналов, которая может сопровождаться повышением температуры тела. Если же боль носит ноющий характер, поводов для беспокойства нет. Пока рана полностью не заживет, периодические болевые ощущения совершенно естественны.

Также абсолютно нормальным явлением следует считать потемнение зуба после удаления пульпы. Вернуть ему природный цвет можно путем внутриканального отбеливания. Если же речь идет о переднем зубе, его достаточно покрыть фотополимером.

Еще несколько лет назад повреждение пульпы рассматривали как абсолютное показание к удалению зуба. В настоящее время уровень развития стоматологических технологий в большинстве случаев позволяет его сохранить. Полностью избежать необходимости депульпирования пока, к сожалению, невозможно. Но провести операцию максимально быстро и безболезненно для пациента врачу-стоматологу вполне по силам. Главное – помнить, что высококачественную услугу способен оказать лишь высококвалифицированный специалист, и не доверять своё здоровье первому встречному.

Герметизация фиссур
Осложнения кариеса