Причиной развития кариеса всегда являются бактерии. При условии правильной гигиены рта здоровые зубы практически полностью защищены от воздействия патогенных микробов. Но не стоит забывать, что самой благоприятной средой для микроорганизмов, вызывающих кариес, является зубной налет. Появление на поверхности зубов налета приводит к образованию микробных бляшек, которые, в свою очередь, и «запускают» кариозный процесс. Именно поэтому правилом №1 профилактики кариеса является правильная гигиена полости рта.

Как ни странно, но всего 10% людей, по статистике, обладают достаточными знаниями в области ухода за зубами. Мало кто прислушивается к советам стоматологов, меж тем правильная чистка зубов – это целая наука.

Для начала каждую челюсть необходимо условно разделить на шесть частей: моляры (зубы мудрости) и премоляры (соседние с ними зубы) с обеих сторон, а также клыки и резцы. Начинать чистку следует с передней стороны зубов верхней челюсти, постепенно переходя к жевательной, а потом и небной стороне. В такой же последовательности чистятся зубы нижней челюсти. Качественная чистка одного зуба требует не менее десяти движений щеткой, соответственно всего этих движений будет 320. На совершение всех необходимых манипуляций должно уходить от 2,5 до 3,5 минут.

Большое значение в профилактике кариозных образований имеет правильный выбор гигиенических средств. Среди разнообразия жидкостей для полоскания рта, зубных нитей, щеток и паст главное для потребителя – не растеряться. Чтобы избежать покупки поддельной продукции, приобретать средства по уходу за полостью рта лучше в крупных аптечных сетях. При этом прислушиваться желательно не к рекламным слоганам, а к рекомендациям своего лечащего врача.

Широко рекламируемые жевательные резинки «от кариеса» и эликсиры для ухода за зубами хоть и способствуют очищению полости рта, но не являются альтернативой традиционным средствам гигиены. Принцип их действия основан на снижении ферментирующих способностей бактерий на непродолжительный период.

Еще один немаловажный момент в профилактике кариеса – правильное питание. Вопреки распространенному мнению, наибольший вред наносят не сладости, а продукты питания с высоким содержанием простых углеводов. В состав шоколада и карамели, в отличие от белого хлеба и сдобного печенья, входят растворимые сахара, которые легко вымываются слюной. Остатки же угеводосодержащих продуктов, являясь питательной средой для болезнетворных бактерий, сохраняются во рту долгое время.

Потенциально опасными для здоровья зубов являются сладкие газированные напитки. Употребление «шипучки» снижает уровень рН в ротовой полости, способствуя образованию зубного налета. Полностью исключить из своего рациона простые углеводы невозможно, но разумно ограничить их потребление под силу каждому.

Особого внимания заслуживает профилактика кариеса у беременных. А самое важное профилактическое мероприятие для будущих мам – своевременная санация инфекционных очагов кариозных образований. Диета беременных женщин в обязательном порядке должна быть согласована не только с гинекологом, но и со стоматологом.

Стоит учитывать, что индивидуальный уход за полостью рта не решает проблему профилактики кариеса полностью. Профессиональная чистка зубов в стоматологической клинике предполагает использование специализированных препаратов: фторсодержащих лаков, бактерицидных паст, герметиков и растворов. Кроме того, врач имеет возможность провести исследования образца слюны пациента, чтобы подобрать максимально эффективные методы профилактики кариеса.

Самыми распространенными «легкими» мерами по профилактике кариеса в стоматологических клиниках считается покрытие зубов несколькими слоями фторсодержащего лака, обработка пастой с повышенным содержанием фтора и глубокое фторирование при помощи специального геля и каппы. Также врач может назначить пациенту прием медицинских препаратов кальция и фтора. Курс профилактического лечения обычно длится от одного до трех месяцев.

Кардинальный способ предупреждения кариозной болезни – герметизация фиссур

Фиссурами называют ямки, бороздки и другие неровности, покрывающие жевательные стороны зубов. Частицы пищи, попадая в фиссуры, вступают во взаимодействие с бактериями, живущими в полости рта, и создают вредные кислотные соединения. В результате этого процесса эмаль зуба разрушается, открывая микробам путь к корням.

Герметизация фиссур представляет собой заполнение всех неровностей жидким пломбировочным материалом. Предварительно зубы подвергаются профессиональной чистке и обработке раствором ортофосфорной кислоты. Первая часть подготовки направлена на удаление зубного налета, вторая – на уничтожение оболочки эмалевых призм. После этого зубы промываются дистиллированной водой и тщательно высушиваются. Жидкий композит отверждается в течение 40-45 секунд под направленным воздействием полимеризационной лампы. На последнем этапе стоматолог удаляет излишки пломбировочного материала и шлифует жевательные поверхности зубов.

Профилактический эффект от герметизации фиссур длится в течение 5-8 лет, но не стоит считать, что это мероприятие гарантирует 100%-ную защиту от кариеса. Оно ни в коем случае не заменяет сбалансированное питание и соблюдение гигиены полости рта, а всего лишь дополняет их и делает более эффективными.

Стоимость лечения каналов
Осложнения кариеса