Симптомы, причины возникновения пришеечного кариеса и его лечение в «Астре»

Кариес зуба – это весьма распространенное инфекционное заболевание, характеризующееся прогрессирующим повреждением тканей зуба с началом на наружной части эмали или оголенного цемента (особой костной ткани, покрывающей шейку/корень зуба).

Пришеечный кариес зубов – та же патология, но с уточнением локализации в области зубной шейки. Иногда эту разновидность характеризуют как прикорневой кариес зубов (следует дифференцировать с таким состоянием, как корневой кариес). Согласно существующей классификации, зубы может поражать также кариес фиссурный, циркулярный, соприкасающихся поверхностей, цемента.

Развитие пришеечного кариеса

При патологии данной локализации зуб разрушается вдоль края десны на губной/щечной стороне. В результате может развиваться пришеечный кариес зуба мудрости, пришеечный (прикорневой) кариес передних зубов.

По мере прогрессирования кариеса поражение распространяется больше в стороны, нежели в направлении к десне и режущему краю зуба. Это придает очагу патологии овальную форму, а после достижения края зуба – клюшкообразную. Иногда, особенно в детском возрасте, поражение распространяется, охватывая всю шейку, переходя в циркулярную форму, требующую более серьезного лечения зуба.

Чаще развитие данной формы кариеса встречается у лиц средних лет, распространенность у молодежи такой «аномалии» напрямую определена неправильным обеспечением гигиены зубов (чистятся зубы горизонтальными движениями вместо вертикальных, выметающих из-под десны налет).

Кариес пришеечной области, наряду с некариозными изменениями – клиновидным дефектом, гипоплазиями, эрозиями, относится к V классу полостей по классификации Блека. Для такого класса в пришеечной зоне выявляются кариесы цемента, дентина или эмали, предполагающие некоторую специфику лечения.

Причины возникновения пришеечного кариеса

Самая главная причина — недостаточная гигиена ротовой полости. Слой зубной эмали около шейки заметно тоньше, чем на иных участках (0,1 мм), а сам зуб в этой части труднодоступен для очищающих манипуляций. Плохая гигиена ведет к тому, что зуб покрывается налетом, а затем и камнем у десны.

Микроорганизмы, скапливающиеся в зубном камне, выделяют молочную кислоту, разрушающую зубные ткани. Кроме того, рост зубной бляшки обуславливает нарастание чувствительности зубов, что еще больше затрудняет чистку последних. Все это и приводит к возникновению кариеса.

Способствуют развитию такого заболевания, как пришеечный кариес:

• предрасположенность к отслоению, опусканию десны;
  • гингивиты, пародонтиты (воспаления тканей, окружающих зуб);
  • изменение гормонального фона у женщин в периоды полового созревания, менопаузы, менструации, беременности, вследствие приема гормональных препаратов;
  • эндокринные патологии;
  • уменьшенное слюноотделение (например, вследствие возрастных изменений);
  • чрезмерное потребление газированных сахаросодержащих напитков путем длительного их «потягивания»;
  • прием лекарств, ухудшающих прочность эмали зубов;
  • кислая пища.

Симптомы и стадии пришеечного прикорневого кариеса зубов

Проявления данной формы кариеса абсолютно аналогичны таковым для других разновидностей. Стадии пришеечного кариеса также подобны этапам формирования иных вариантов кариеса:

• пятно – появление белесого бессимптомного пятнышка;
  • поверхностный – начало разрушения эмали, шероховатость пятна, появление реакции на внешнее воздействие (холод/тепло, кислая пища);
  • средний – возникновение в эмали полости, нарастание болевых ощущений при действии раздражителей;
  • глубокий пришеечный кариесповреждение глубокорасположенных зон, появление болей в ответ на перепад температур, надавливание, чистку зубов.

При прогрессировании заболевания возможны осложнения (собственно почему так много внимания и уделяется лечению пришеечного кариеса):

• кариес корня;
  • пульпит;
  • циркулярный кариес;
  • отлом коронки (зуб переламывается по ходу полости) и др.

Диагностика пришеечного кариеса, как вовремя узнать о проблеме?

Врач способен распознать патологию при осмотре уже на стадии пятнышка, когда лечить ее довольно просто. Также диагностические процедуры могут включать:

• оценку гигиенического состояния;
  • зондирование;
  • зубные термопробы;
  • электродиагностику;
  • радиофизиографию;
  • рентгенографию и др.

Важно дифференцировать заболевание от таких состояний, как флюороз, клиновидный дефект (гладкое углубление треугольной форм без кариозных изменений), эрозия эмали и др., лечить которые следует несколько иначе. Если многие зубы поражены пришеечным кариесом, то требуется консультация эндокринолога (иначе избавиться от рецидивов будет весьма непросто и лечение окажется более длительным).

Как бороться и остановить пришеечный кариес

На вопрос пациентов о том, как лечить пришеечный кариес, специалисты отвечают: так же, как и любой другой! Единственной особенностью лечения является необходимость большей точности и аккуратности из-за того, что пораженные участки расположены близко к уровню десны или даже под ней. После проведения диагностики врач определяет, каким способом вылечить болезнь (объем и вид вмешательства).

На ранних стадиях заболевания может проводиться реминерализирующее лечение – накладывание фторсодержащих препаратов, глубокое фторирование и пр.

При возникновении полостей при таком состоянии, как пришеечный (прикорневой) кариес, лечение подразумевает удаление поврежденных тканей и пломбирование. При значительном разрушении могут применяться иные реставрационные методы лечения: коронки, вкладки, виниры и пр.

По причине некоторых «технологических» сложностей при проведении препарирования и постановке пломбы, которые и предполагает лечение кариеса, врачу дополнительно приходится решать такие задачи, как:

• обеспечение защиты десны от травмирования и достаточного ее оттеснения для получения оптимального доступа;
  • предупреждение десневого кровотечения и обеспечение сухости пломбируемой зоны;
  • достижение хорошего «прилипания» материала пломбировочного к околодесневой стенке (у нее адгезия хуже, чем у коронки зуба);
  • обеспечение механического удерживания пломбы.

Этапы лечения пришеечного кариеса зуба

• полостное раскрытие и расширение – требуются редко из-за особой дефектной формы, но могут быть необходимы у юных пациентов при активном заболевании;
  • осторожное (из-за близкого размещения пульпы) удаление патологически измененных тканей эмали/дентина, а на передних зубах и дентина слегка пигментированного;
  • придание полости формы, которая обеспечит максимальное удержание пломбы;
  • заключительная обработка полостных стенок;
  • установка при необходимости прокладки (лечебной и/или изолирующей);
  • пломбирование;
  • обработка пломбы.

Лечение пришеечного кариеса передних зубов проводят посредством материалов с высокими эстетическими характеристиками (композитами, компомерами, ормокерами). У подростков с активным течением болезни, особенно пренебрегающими правилами ухода за зубами, в лечении применяют стеклоиономерные цементы для обеспечения длительного фторирования зуба. У пожилых пациентов, которым трудно переносить длительное лечение и обеспечивать надлежащий гигиенический уход, используются стеклоиономеры и амальгама.

Профилактика — что делать, чтобы пришеечный кариес не появился

Особенностью патологии является ее стремительное прогрессирование, вот почему при выявлении даже мельчайших нарушений в пришееченой зоне следует показаться специалисту для диагностики и/или лечения.

Профилактика пришеечного кариеса подразумевает:

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Как лечить клиновидный дефект зубов, причины и симптомы поражения
Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»
Современная диагностика заболеваний зубов (кариеса, пульпита, периодонтита)
Гранулема на корне зуба: признаки, сиптомы, лечение в клинике «Астра», цены