Осложнения кариеса

Игнорирование пациентом профилактических осмотров у стоматолога зачастую приводят к тому, что купировать развитие кариеса на ранних этапах не удается. Кариозные повреждения прогрессируют, бактерии проникают внутрь мягких тканей зуба и провоцируют осложнения. К наиболее распространенным осложнениям кариеса относятся три заболевания: пульпит, периодонтит и гранулёму.

Пульпит – это первая стадия воспалительного процесса, вызванного отсутствием лечения кариеса. Развитие пульпита происходит внутри полости зуба, потому что саму пульпу окружает слой эмали и дентина. Кариозные полости при этом увеличиваются в объемах, а дентин истончается.

Пульпит может протекать в острой форме, вызывая беспричинные резкие боли. Хроническая форма заболевания характеризуется периодическими болевыми ощущениями, возникающими от определенного воздействующего фактора (например, холодного питья или кислой пищи).

Существует два основных метода лечения пульпита: консервативный и хирургический. В первом случае жизнеспособность пульпы сохраняется, во втором – воспаленные мягкие ткани зуба подлежат удалению. Консервативное лечение пульпита полностью идентично лечению кариеса и применяется лишь в тех случаях, когда заболевание еще обратимо.

Хирургическое удаление пульпы может быть витальным (когда операция проходит под действием анестезии) или девитальным (когда нерв перед удалением умерщвляют).

В случае отсутствия адекватного лечения пульпит перетекает в периодонтит – воспаление костных тканей, которые окружают корни зубов. При острой форме периодонтита наблюдается повышение температуры тела, пульсирующие боли, набухание десен. Даже легкое касание зуба вызывает сильнейшие болевые ощущения, потому что таким образом раздражается периодонт. В отличие от острого гнойного периодонтита, негнойная, или серозная, форма заболевания протекает достаточно спокойно. Если лечение острого периодонтита требует срочного хирургического вмешательства и с большой вероятностью заканчивается удалением зуба, хронический процесс зачастую удается купировать менее радикальными методами.

Лечение периодонтита в хронической фазе заключается в санации очага инфекции и предупреждении попадания бактерий в полость зуба, зубные каналы и периодонт. Для начала врач осуществляет механическую очистку всего зуба от кариозных образований. После чего зубная полость и каналы обрабатываются антисептическими препаратами и пломбируются. Если лечение хронического периодонтита всё же требует хирургического вмешательства, операции в большинстве случаев носят органосохраняющий характер.

В зависимости от способа попадания болезнетворных микроорганизмов в полость зуба периодонтит может быть внутризубным (интродентальным) или внезубным (экстрадентальным). К экстрадентальному периодонтиту относятся, в частности, формы заболевания, развившиеся в результате перехода воспаления из окружающих тканей (например, гайморит).

Если пациент не обратиться к врачу на этом этапе, то возле пораженного зуба не исключено возникновение гнойников. Гнойники же, в свою очередь, оказывают значительное негативное влияние на весь организм человека.

Опасность периодонтита заключается, прежде всего, в осложнениях, которыми он чреват. Остеомиелит челюсти, воспаление лицевых тканей и даже острый сепсис – и это далеко не полный перечень возможных последствий периодонтита.

Хронический периодонтит приводит к формированию вокруг корня зуба гранулём. Гранулема представляет собой маленький узелок, наполненный гнойными массами. Сложность своевременной диагностики этого заболевания объясняется его бессимптомностью на ранних стадиях. В результате к моменту обнаружения узелков стоматологу приходится иметь дело не с мелкими узелковыми образованиями, а с флюсами и флегмонами. Диагностировать гранулему можно при помощи рентгенограммы.

Более поздние стадии гранулёмы характеризуются болевыми ощущениями во время приема пищи, отеками десен и потемнением поврежденного зуба. В некоторых случаях возможно также повышение температуры тела.

Появление гранулём требует скорейшего медицинского вмешательства. В противном случае «узелки» грозят превратиться в кистогранулему, а потом – и в кисту зуба. Лечение заболевания может проходить двумя способами: терапевтическим или хирургическим. Первый из них предполагает использование лекарственных препаратов – антибиотиков широкого спектра и сульфаниламидов. Применение терапевтического лечения позволяет сохранить неповрежденную часть зуба, на основе которой впоследствии будет производиться восстановление. Хирургический метод заключается в совершении на десне небольшого надреза с целью обеспечения оттока гнойных масс.

Осложнения кариеса (как, впрочем, и любого другого заболевания) гораздо легче предупредить, чем вылечить. Меры по профилактике пульпита и периодонтита банальны: соблюдение гигиены полости рта, сбалансированное питание и регулярные посещения стоматолога. Но четкое следование этим несложным правилам является гарантией здоровья пациента.

Герметизация фиссур