Лечение и чистка каналов зуба в клинике «Астра»

Пломбировка каналов зуба (иначе обтурация корневых каналов зубов) – самый значительныйэтапэндодонтического лечения.

Лечение корневых каналов зубов проводится при:

• воспалительном поражении пульпы зуба (при пульпите, когда каналы не инфицированы и пульпа «жива»);
  • некрозе пульпы (при инфицированном канале, когда нервно-сосудистый пучок погиб, одновременно может развиваться периодонтит);
  • некачественном проведении предыдущего лечения кариеса;
  • переломе зуба со вскрытием зубной полости;
  • профилактическом удалении пульпы перед протезированием зубов (например, при обширной кариозной полости или удалении большого количества зубной ткани).

Противопоказания к эндодонтическому лечению:

• сильное воспаление в периодонте, имеющее связь с заболеваниями внутренних и ЛОР-органов;
  • отсутствие возможности восстановления формы и функциональности зуба по окончании лечения;
  • глубокое разрушение зуба;
  • выраженная зубная подвижность;
  • перелом корня по вертикали;
  • очень «сложные» каналы;
  • отсутствие доступа к каналу (невозможность пациенту достаточно широко открыть рот, рвотный рефлекс)
  • общее плохое состояние больного;
  • отказ пациента от вмешательства.

После определения диагноза, отсутствия противопоказаний проводится рентгенологическое исследование (к рентгеноконтролю также прибегают во время и после процедуры) и определяется план лечения.

Для чего требуется прочистка каналов

Зачем чистят каналы в зубе – подобный вопрос часто слышишь от пациентов? Если в результате инфицирования погибает сосудистый пучок, из которого и состоит пульпа, организм не может самостоятельно бороться с проблемой. В таком случае и приходит на помощь врач. Он удаляет из каналов некротизированные массы, инфицированную пульпу или пломбировочный материал от ранее проведенного лечения. Даже самая тщательная прочистка каналов зуба не позволяет достичь полного избавления от бактерий – виновников воспаления, но это и не требуется.

При действительно качественном лечении и устранении причины заболевания остатки окажутся плотно замурованы в зубе, и воспаление пройдет (хотя на полное заживление может потребоваться несколько месяцев или даже лет).

Как чистят каналы зуба

Все манипуляции проводят с обезболиванием местными анестетиками. Иногда требуется применение наркоза.

Для защиты слизистой от едких растворов препаратов, исключения попадания в полость слюны и случайного проглатывания инструментов пациентом, улучшения обзора зуб изолируют коффердамом (латексной пластиной).

Затем очищают зуб, убирая кариозные ткани и старые пломбы. Чтобы получить доступ к каналам полость зуба раскрывают, удаляя ее свод. У моляров и премоляров доступ создается через жевательную поверхность, у клыков и резцов – через небную. Если есть необходимость, реставрируют стенку зуба с использованием того же пломбировочного материала. В процессе раскрытия удаляется часть пульпы называемая коронковой.

Далее врач «отыскивает» устья корневых каналов зубов с помощью зонда или раствора красителя, проводит их расширение, оценивает канальную длину (рентгенологически, посредством апекслокатора – по электрическому сопротивлению тканей и пр.).

Далее осуществляются лекарственная и механическая обработка каналов зуба (иначе расширение корневого канала зуба). Каналы обрабатывают инструментами, растворяющими органические ткани препаратами, антисептиками и высушивают.

Следующаястадия – пломбирование каналов зубов. В одних ситуациях необходимо пломбирование временное с использованием лечебных паст (пациенту придется посетить врача несколько раз), в других – вся процедура завершается за одно посещение.

Так как контакт корневой пломбы с ротовыми бактериями должен быть исключен, очень нежелательна ситуация, когда оставили канал зуба открытым. Поэтому обычно после того, как проведено лечение каналов зуба, устанавливается временная или постоянная пломба.

Пломбировочные материалы, пасты

Исходя из того, требуется проведение временного пломбирования или постоянного, выбираются разные материалы.

Требования к пломбе для постоянного пломбирования:

• материал заполняет канальный просвет любой формы и структуры;
  • заполнение каналов зуба герметично;
  • присутствуют такие качества, как стерильность, рентгеноконтрасность, гомогенность;
  • нет растворения ротовой жидкостью и рассасывания со временем;
  • не окрашивает зубную ткань;
  • легко извлекается в случае необходимости;
  • не провоцирует раздражения, аллергии и пр.

Материалы для пломб подразделяются на:

• нетвердеющие/твердеющие пластичные;
  • первичнотвердые (штифты).

При временном пломбировании используются нетвердеющие пасты для лечения каналов зуба (с кортикостероидами, антибиотиками, метронидазолом, оксидом кальция, антисептиками).

Также различают:

• филлеры – первичнотвердые или твердеющие каналозаполняющиематериалы;
  • силеры (иначе эндогерметики) – пасты пластичные твердеющие, заполняющие промежуток между стенкой и штифтом.

Силеры бывают:

• цинк-фосфатные;
  • на основе эпоксидных смол;
  • на основе оксида цинка и эвгенола (подходят для любых зубов, но могут раздражать ткани, вымываются);
  • резорцин-формалиновые (недостаток – изменение цвета зуба);
  • полимерные с кальция гидроксидом;
  • кальцийфосфатные;
  • цементы стеклоиономерные.

Примеры:

• Форфенан (формалин-резорциновая паста). В процессе полимеризации происходит выделение формальдегида, который взаимодействует с пульпой образуя антисептическую смесь. Пломбирование каналов молочных зубов может проводиться с исползованием этого материала.
  • Эндаметазон (цинкоксидэвгеноловая паста). Благодаря кортикостероиду дексаметазону имеет противовоспалительные свойства.

Наибольшее соответствие требованиям и минимум недостатков у комбинации гуттаперчи с силером на основе эпоксидной смолы. Пломбировка каналов зуба гуттаперчей проводится латеральной конденсацией(особой техникой с применением штифтов из гуттаперчи и твердеющих паст) или с помощью системы «Термофил» (пломбирование корневых каналов зубов разогретой гуттаперчей). Плюсы последней методики:минимальные болезненность и риск развития воспалительного процесса.

Лечение зуба после пломбирования каналов

После процедуры установки временной пломбы могут наблюдаться боль при надавливании на зуб, отечность мягких тканей в течение нескольких часов или пары дней. Можно применять обезболивающие на основе ибупрофена, парацетамола. При повышении температуры, развитии абсцесса необходимо показаться врачу, который прибегнет к одной из тактик:

• сделает разрез для оттока гноя;
  • промоет еще раз каналы антисептиком;
  • удалит зуб.

После установки постоянной пломбы проводят реставрацию формы зуба.

Важно понимать, что всегда остается риск неудачи в лечении (при сохранении живой корневой пульпы – до 5%, в сложных случаях – еще выше).

Успешное лечение каналов корней зубов определяется строгим соблюдением техники проведения каждой манипуляции. Только квалифицированный врач сможет определить верную стратегию с учетом индивидуальных особенностей пациента и провести максимально эффективное лечение.

Лечение острого пульпита у взрослых и детей в СПб, цены в стоматологии «Астра»
Стоимость лечения, чистки и пломбировки каналов зуба в клинике «Астра»
Первые признаки раннего и глубокого кариеса у детей и взрослых
Что будет, если не лечить кариес: осложнения и последствия