Этиология и патогенез начального кариеса зубов у детей и взрослых (Трилистник Кейза)

Чтобы определять распространенность кариеса, устанавливают процент людей, который имеют кариозные, пломбированные и удаленные зубы. Их общая сумма служит показателем интенсивности кариеса на одного обследованного в популяции. У детей этот показатель оценивается в период до полного выпадения временных зубов и замены их постоянными (см. также статью про Лечение кариеса молочных зубов у детей).

Z-galerie-zambet-4-1024x682

Возрастные группы для наблюдения за причинами появления кариеса

С точки зрения наиболее полной информативности при обследовании, перспективными являются возрастные группы 12, 15, 35-44 года.

В возрастной группе 12-ти лет оценивается поражаемость зубов кариесом, а в возрасте 15 лет – состояние пародонта, и это позволяет сделать оценку эффективности профилактических мероприятий.

Возрастная группа 35-44 года исследуется с целью выявления индекса интенсивности, что позволяет судить о качестве стоматологического лечения. Исследования показывают, что выражена следующая тенденция к росту кариеса: 22% у 6-летних, 99% у 65-ти летних.

Что такое «Трилистник Кейза»? Список факторов для появления кариеса

Для наглядного представления сути возникновения кариеса служит «Трилистник Кейза», который изображается тремя окружностями, взаимоперекрывающимися в центре.

astra_tri

Этот своеобразный символ показывает, что только при совпадении 3 условий возникает кариес, а именно:

1. при наличии кариесогенной флоры
  2. при питании с большим количеством легкоусвояемых углеводов
  3. при наличии низкой резистентности эмали.

На сегодняшний момент четко установлено, что процесс кариозного поражения зубов начинается с деминерализации (см. хорошую статью про Реминерализацию зубов), причиной возникновения которой являются органические кислоты, в основном молочная. Не существует стерильного кариеса. Возникновение кариозной полости – это результат нарушения равновесия в противостоянии кислотообразующей микрофлоры рта и зубной эмали, на которой эта флора обитает.

Таким образом, в развитии кариеса зубов присутствует несколько факторов, и именно их взаимодействие ведет к возникновению очага деминерализации.

Кабинет на наб. реки Мойки, д. 51

К факторам, способствующим появлению кариеса, относятся:

• микроорганизмы полости рта;
  • характер питания (наличие углеводов);
  • режим питания;
  • количество и качество слюноотделения;
  • сдвиги в функциональном состоянии органов и систем организма;
  • количество фтора, поступающего в организм человека (см. также статью про Глубокое фторирование зубов);
  • экстремальные воздействия на организм.
Кабинет на ул. 8-й Красноармейской, д. 3

Можно ли избежать кариеса зубов с помощью диеты?

Не подтвердились представления о том, что на развитие кариеса влияет определенная диета, а именно недостаток белка, витаминов А, С и D. Только грубый дефицит питания, причем в течение длительного времени может быть причиной развития кариозной болезни. Потому как именно этот фактор влияет на буферное изменения емкости слюны и концентрации электролитов в ней, и именно это снижает реминерализующий потенциал.

Холл на ул. 8-й Красноармейской, д. 3

Зависит ли появление кариеса у человека от его генетики и заболеваний?

Так же не установлен факт непосредственного влияния перенесенных и сопутствующих заболеваний на возникновение кариеса. Конечно, это влияние не исключается полностью, потому что перенесенные заболевания в момент созревания организма и формирования зубов делают их менее устойчивыми к воздействию кариесогенных факторов.

Очаг деминерализации, существующий на эмали длительное время, приводит к растворению ее поверхностного, более устойчивого слоя. Процесс кариозной болезни может быть и приостановлен, и протекать более длительно. Однако, это возможно только на стадии белого пятна до образования кариозного дефекта эмали: проявляется это в виде пигментированного (коричневого или черного) пятна. Читайте отдельную статью про Черные пятна на эмали зубов — причины появления?

Интенсивность кариозной болезни очень широко колеблется в различных регионах мира, при этом, даже в тех группах населения, где отмечается низкий или высокий уровень интенсивности кариеса, наблюдаются значительные отклонения от среднего показателя.

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Симптомы, причины возникновения пришеечного кариеса и его лечение в «Астре»
Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»
Современная диагностика заболеваний зубов (кариеса, пульпита, периодонтита)
Гранулема на корне зуба: признаки, сиптомы, лечение в клинике «Астра», цены