Кариес — этиология и патогенез

Чтобы определять распространенность кариеса, устанавливают процент людей, который имеют кариозные, пломбированные и удаленные зубы. Их общая сумма служит показателем интенсивности кариеса на одного обследованного в популяции. У детей этот показатель оценивается в период до полного выпадения временных зубов и замены их постоянными.

С точки зрения наиболее полной информативности при обследовании, перспективными являются возрастные группы 12, 15, 35-44 года. В возрастной группе 12-ти лет оценивается поражаемость зубов кариесом, а в возрасте 15 лет – состояние пародонта, и это позволяет сделать оценку эффективности профилактических мероприятий. Возрастная группа 35-44 года исследуется с целью выявления индекса интенсивности, что позволяет судить о качестве стоматологического лечения. Исследования показывают, что выражена следующая тенденция к росту кариеса – 22% у 6-летних – 99% у 65-ти летних.

Для наглядного представления сути возникновения кариеса служит «Трилистник Кейза», который изображается тремя окружностями, взаимоперекрывающимися в центре. Этот своеобразный символ показывает, что только при совпадении 3 условий возникает кариес, а именно – при наличии кариесогенной флоры, питании с большим количеством легкоусвояемых углеводов и низкой резистентности эмали.

На сегодняшний момент четко установлено, что процесс кариозного поражения зубов начинается с деминерализации, причиной возникновения которой являются органические кислоты, в основном молочная. Не существует стерильного кариеса. Возникновение кариозной полости – это результат нарушения равновесия в противостоянии кислотообразующей микрофлоры рта и зубной эмали, на которой эта флора обитает.

Таким образом, в развитии кариеса зубов присутствует несколько факторов, и именно их взаимодействие ведет к возникновению очага деминерализации. К этим факторам относятся — микроорганизмы полости рта; характер питания (наличие углеводов); режим питания; количество и качество слюноотделения; сдвиги в функциональном состоянии органов и систем организма; количество фтора, поступающего в организм человека; экстремальные воздействия на организм.
Не подтвердились представления о том, что на развитие кариеса влияет определенная диета, а именно недостаток белка, витаминов А, С и D. Только грубый дефицит питания, причем в течение длительного времени может быть причиной развития кариозной болезни. Потому как именно этот фактор влияет на буферное изменения емкости слюны и концентрации электролитов в ней, и именно это снижает реминерализующий потенциал.

Так же не установлен факт непосредственного влияния перенесенных и сопутствующих заболеваний на возникновение кариеса. Конечно, это влияние не исключается полностью, потому что перенесенные заболевания в момент созревания организма и формирования зубов делают их менее устойчивыми к воздействию кариесогенных факторов.

Очаг деминерализации, существующий на эмали длительное время, приводит к растворению ее поверхностного, более устойчивого слоя. Процесс кариозной болезни может быть и приостановлен, и протекать более длительно. Однако, это возможно только на стадии белого пятна до образования кариозного дефекта эмали. Проявляется это в виде пигментированного — коричневого или черного — пятна.

Интенсивность кариозной болезни очень широко колеблется в различных регионах мира, при этом, даже в тех группах населения, где отмечается низкий или высокий уровень интенсивности кариеса, наблюдаются значительные отклонения от среднего показателя. лечение кариеса.

Стоимость лечения каналов
Осложнения кариеса