Пломбировка каналов холодной и горячей гуттаперчей, методы пломбирования

Качественное пломбирование зубных каналов определяет успешное лечение в целом. Анатомически корневой канал очень сложен, у него много разветвлений, поэтому важно, чтобы при пломбировании герметизация была трехмерной и заполняла даже малейшие пустоты, которые могут спровоцировать воспаления и осложнения. В эндодонтии (лечение корня зуба) стоматологи используют гуттаперчу, которая признана лучшим по многим показателям эндогерметиком.

Что такое гуттаперча

Герметик, состоящий из сока гуттаперченосных растений, оксида цинка, воска и сульфатных солей металла. Сочетает в себе эластичность, гибкость и твердость одновременно.

Разделяется на два главных типа:

• Альфа-гуттаперча. Отличается текучими и липкими свойствами, применима в горячих методиках в пломбировки и при инъекционной технике.
  • Бета-гуттаперча. Твердая, ей не свойственна хорошая липкость, используется для изготовления штифтов.

Есть еще запатентованный вид, который по химическому составу схож с бета, но с физическими характеристиками альфа.

Преимущества гуттаперчи, как пломбировочного материала

• рентгеноконстрасность;
  • биосовместимость гуттаперчевых масс с тканями зуба, каналами;
  • высокая эластичность и прочность;
  • не токсичен, гипоаллергенен;
  • канал заполняется весь, без исключения;
  • индифферентность и предсказуемость обтурации.

Недостатки

• не относится к бактериостатикам;
  • не фиксируется в узкой полости;
  • применение возможно исключительно в паре с силером (паста-наполнитель для пломбирования), из-за слабой адгезии в каналах.

Несмотря на перечисленные минусы, данный эндогерметик является самым оптимальной  для обтурации и широко применяется в эндодологическом лечении зубов.

Методы пломбирования гуттаперчевыми штифтами

• метод центрального штифта;
  • техника латеральной конденсации;
  • пломбирование вращающимся конденсором;
  • погружные методы (химически размягченный материал);
  • горячая вертикальная конденсация канала;
  • термопластический инъекционный метод.

Некоторые методики устаревшие и уже не используются, с помощью других нельзя заполнить канал полностью.

Метод центрального штифта

В этой технике пломбируют серебряными, титановыми и гуттаперчевыми штифтами. Раньше использовался и пластик, но сейчас он вызывает интерес просто как исторический факт. Недостатки серебряных штифтов в подверженности коррозии, они меняют цвет коронки, не соответствуют анатомической форме апикального отверстия в канале. Титановые аналогичны серебряным, но за одним исключением они не подвергаются коррозии.

Этапы работ

• подбор правильного диаметра и длины филлера;
  • нанесение на него герметика;
  • обтурация полости.

Недостатки способа заключаются в невозможности заполнения всех анатомических углублений корневого канала.

Латеральная конденсация холодной гуттаперчи

Пустоты, апикальный корень и дентивные канальца закрываются с помощью силера (паста-герметик для пломбировки) и нескольких гуттаперчевых штифтов, которые прижимаются к стенкам канала. Отсюда и название – боковая, то есть латеральная.

Этапы работ

• Каналы чистят, высушивают и обмазывают силером штифтами из бумаги.
  • Выбор мастер-штифта соответственно размеру, кончик смачивается в герметике и помещается в канал.
  • Спредером – специальным инструментом для пломбировки – мастер-штифт прижимается к стенкам полости.
  • Манипуляцию повторяют с той разницей, что следующие штифты помещают на меньшую глубину. Обрезаются гуттаперчевые «хвосты» горячим инструментом, каналы запечатываются вертикальной конденсацией.

Плюсы и минусы метода

Плюсы метода латеральной обтурации в полном заполнении всех ходов канала, простом применении, надежности и эффективности. Однако этот способ не дает гомогенности, верхушка корня и боковые каналы не заполняются трехмерно. Следует осторожно использовать метод при слабом корне – есть риск его продольного перелома.

Способ вертикальной конденсации

Такое применение гуттаперчи было предложено еще в конце 60-х годов и на сегодняшний день горячая пломбировка гуттаперчей дает возможность действительно заполнить все разветвления, не оставляя малейших промежутков. Вертикальная техника идеально подходит как для обычных корней зубов, так и для сложнопроходимых изогнутых ходов: пластичный материал плотно запечатывает все канальца и не рассасывается со временем.

Для горячей конденсации гуттаперчи применяется специальный аппарат, при этом силер расходуется минимально. Обтурация проводится поэтапно: нижняя треть, середина и устье. Для заполнения также используется мастер-штифт нужного диаметра и конусности.

При вертикальной технике достигается действительно однородная трехмерная герметизация канала, материал пластичен и принимает форму канала со всеми его ответвлениями. Недостаток методики заключается лишь в трудоемкости исполнения.

Аппарат горячей гуттаперчи

Сложность эндодонтического лечения в том, что при ограниченном визуальном контроле стоматологу нужно качественно провести пломбировку канала. Для этих целей клиники используют современные аппараты и приспособления:

• апекслокатор и ультразвук помогают видеть длину канала;
  • микроскоп визуализирует картину происходящего;
  • аппараты горячей гуттаперчи незаменимы для качественного пломбирования канала.

Системы для горячей конденсации быстро нагреваются, поддерживают гуттаперчу в разогретом состоянии, сохраняя ее текучесть, и помогают врачу уменьшить усталость запястья рук.

Перед лечением поинтересуйтесь у своего стоматолога о методах обтурации канала. Попросите его рассказать о плюсах и минусах предлагаемой техники для пломбирования, не бойтесь уточнять нюансы, которые вам непонятны: профессионал обязательно даст обстоятельные и исчерпывающие ответы.

Желаем вам искренних и красивых улыбок!

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Вторичный (рецидивный) кариес под пломбой: причины, симптомы, лечение
Как лечить клиновидный дефект зубов, причины и симптомы поражения
Симптомы, причины возникновения пришеечного кариеса и его лечение в «Астре»
Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»