Гранулема на корне зуба: признаки, сиптомы, лечение в клинике «Астра», цены

Воспаление тканей, находящихся в щели между поверхностью корня и стенкой лунки зуба, т.н. пародонта, называется пародонтитом. В хроническом течении заболевания, наряду с фиброзной и гранулирующей, выделяют гранулематозную форму гранулематозный периодонтит. Этот вид отличается от других меньшей активностью и стабилизацией процесса воспаления.

Признаки и симптомы гранулемы зуба

Обычно болезнь имеет бессимптомное течение и выявляется случайно, когда стоматолог осматривает зубы и ротовую полость пациента. При отсутствии же своевременного обнаружения растущая гранулема на корне зуба может стать причиной ряда проблем.

При обострении такого хронического заболевания, как гранулема, симптомы могут включать:

• боли при накусывании на больной зуб (чаще на фоне простудного заболевания, при активном жевании);
  • дискомфорт при приеме пищи, чистке зубов;
  • небольшую отечность, покраснение десны;
  • изменение цвета зуба;
  • образование свищевого хода с небольшими выделениями из него (редко).

Также зуб может приобретать подвижность и создавать ощущение чужеродности, как при остром периодонтите.

Растет образование под зубом медленно. Постепенно наружная стенка лунки зуба разрушается гранулемой с образованием нечетко ограниченного безболезненного выбухания (т.н. поднадкостничной гранулемы).

Причины появления гранулемы зуба

Гранулематозное воспаление периодонта характеризуется формированием гранулемы – особой соединительнотканной капсулы с участками молодой соединительной ткани (грануляциями), микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности. Плотная капсула служит своеобразным барьером на пути распространения инфекции, опасной для других зубов.

Причины гранулемы связаны с наличием очага хронического воспаления: зачастую возникает гранулема при пульпите, кариозном поражении тканей зуба, затрагивающей и корень. В ряде случаев гранулеме предшествует гранулирующая форма периодонтита.

Развитие гранулемы может иметь место:

• из-за травмы зуба, непосредственно при поражении челюстно-лицевой области, неподходящей ортодонтической конструкцией, при разгрызании твердой пищи и т.п.;
  • при аллергической реакции или несоблюдении дозы принимаемого лекарственного препарата;
  • на фоне эндокринных заболеваний, нарушения прикуса, курения и пр.

Как диагностируют гранулему на корне зуба

При постановке диагноза проводятся:

• опрос пациента на предмет предшествующих/имеющихся болей, реакций зубов на тепло/холод и т.д.;
  • осмотр (определяются внешний вид зуба и окружающих тканей, ощущения при простукивании и пр.);
  • исследования электровозбудимости.

Но наиболее достоверно зубная гранулема обнаруживается при рентгенографическом исследовании: она имеет вид четкого округлого очага разрушения костной ткани до 5 мм диаметром.

Данный метод позволяет четко дифференцировать такое заболевание, как гранулема зуба, с другими стоматологическими проблемами: пульпитом, кариесом, фиброзным и гранулирующим периодонтитом.

Рекомендуется выполнять снимки в нескольких проекциях. Снизить лучевую нагрузку при проведении исследования позволяет радиовизиограф.

Каким бывает гранулематозный периодонтит

В зависимости от расположения, которое связано с местом проникновения инфекционных агентов из канала зуба, различают гранулему:

• апикальную, у корневой верхушки;
  • апиколатеральную, от верхушки сбоку;
  • латеральную, на боковой стороне корня;
  • межкорневую, в зоне разветвления корня (может образовываться такая гранулема после депульпирования в результате прободения дна пульпарной камеры).

По строению различают гранулемы:

• простые, с элементами только грануляционной ткани;
  • эпителиальные (сложные), где участки грануляционные разделены эпителием, такая патология может приводить к развитию радикулярных кист, рака;
  • кистовидные (кистогранулему), с размером до 8 мм и полостью, сформированной в результате распада тканей. Читайте также статью про лечение кисты зуба.

Важно понимать, что гранулематозный периодонтит (гранулема) не имеет прямого отношения к такой патологии, как эозинофильная гранулема, лечение которой идет совсем по другому плану. Последнее заболевание поражает кожу, кости (и не только челюстные) и внутренние органы. Также гранулема десны не всегда следствие заболевания непосредственно зуба.

Как лечить гранулему зуба

Можно ли вылечить зубную гранулему? Да!

При такой патологии, как гранулема, лечение подбирается врачом в зависимости от индивидуальных особенностей пациента, специфики протекания заболевания:

• возраста пациента;
  • наличия сопутствующих болезней;
  • размера, строения образования;
  • проходимости корневых каналов и пр.

Медикаментозное лечение гранулемы может быть назначено при небольших размерах последней, если зуб и костная ткань имеют высокий регенеративный потенциал, корни хорошо проходимы.

Этапы лечения гранулемы на корне зуба

• корневые каналы зуба расширяются и обрабатываются антисептиком (читайте также статью про пломбировку каналов зуба);
  • введение лекарств, вызывающих гибель микроорганизмов (включает лечение гранулемы антибиотиками, йодсодержащими и другими препаратами);
  • установка временной пломбы до полного разрушения грануляций;
  • повторная обработка каналов;
  • введение кальцийсодержащих паст.

После всех манипуляций зуб пломбируется.

При наличии зуба с крупной гранулемой приходится использовать методы хирургического вмешательства, когда проводится резекция верхушки корня зуба или зуб удаляется целиком.

Резекция верхушки корня зуба проводится под анестезией. Врач разрезает десну в соответствующей гранулеме зоне, выпиливает разрушенный участок, проводит пломбировку и заполнение регенерирующим материалом полость зуба. Такой подход в стоматологии требует соответствующей квалификации врача.

Хирургические меры показаны и в ситуации, когда гранулема зуба сопровождается обострением процесса. Если зуб можно сохранить, то острое воспаление снимается обеспечением оттока гнойного содержимого и антибактериальной терапией. Далее лечение проводится аналогично вышеописанному.

Контроль за излечением осуществляется через полгода. При эффективности процедур гранулематозная форма переходит в фиброзную и в дальнейшем лечении не нуждается.

Профилактика гранулематозного воспаления зуба

Своевременное выявление и адекватная терапия воспалительных заболеваний ротовой полости, профилактика травм с соответствующим уходом за зубами, может предупредить развитие гранулем.

Не пренебрегайте профилактическими осмотрами, один раз в полгода посещайте зубного врача, и будьте уверены в здоровье своих зубов.

В современной стоматологии накоплен большой опыт для 100% устранения данного заболевания.

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Основные заболевания десен зубов у врозлых и детей, лечение и профилактика в клинике «Астра»
Современная диагностика заболеваний зубов (кариеса, пульпита, периодонтита)
Лечение и чистка каналов зуба в клинике «Астра»
Лечение острого пульпита у взрослых и детей в СПб, цены в стоматологии «Астра»