Нужно ли лечить фиссурный кариес, профилактика и диагностика

Одной из самых ранних и распространенных форм кариозных поражений является кариес фиссур. Фиссуры – это небольшие межбугорные бороздки, складки и канавки на жевательной зубной поверхности естественного происхождения. Глубина образований варьируется от 0,25 мм до 3-х мм, ширина в области устья от 0,01 мм до 1,3 мм, на дне – 0,1-1,2 мм.

Какие бывают фиссуры зубов

По сообщению с окружающей средой различают открытые, закрытые и смешанные типы, по форме: конусо-, воронко-, пробирко-, капле- и полипообразные, а также имеющие несколько рогов, по типу выходного отверстия: треугольные, овальные, округлые.

С желобовидными фисурами легче проводить гигиенические манипуляции, тогда как каплевидные наоборот способны надолго задерживать в себе остатки пищи. Наиболее неблагоприятными с точки зрения риска патологии являются закрытые фиссуры ампулообразной или колбовидной формы.

Причины появления фиссурного кариеса

Фиссурный кариес может развиваться практически сразу после прорезывания зубов. С учетом того, что для детского возраста характерна довольно слабая минерализация эмали, ее слой в фиссурах особенно тонок, а гигиена ротовой полости зачастую недостаточно тщательна, становится понятно, почему фиссурный кариес у детей оказывается весьма частой проблемой. К тому же, случается, что фиссуры от природы имеют значительную глубину и чрезмерно извитую форму, что не позволяет эффективно их очищать.

Еще одной причиной распространенности фиссурного кариозного поражения считается недостаточность жевательной нагрузки на зубы.

Симптомы фиссурного кариеса: как не пропустить заболевание

Проявления данного типа патологии такие же, как и у иных вариантов заболевания. В первую очередь обращает внимание появление темных пятнышек на зубах (однако, важно понимать, что не всегда потемнение фиссур ‑ это кариес). Если лечение не провести своевременно, патологический процесс распространяется вглубь, затрагивая дентин. В результате появляются жалобы на реакцию на раздражители (холод/тепло, кислое/сладкое), а при дальнейшем развитии заболевания – на постоянную боль.

Диагностика кариеса в фиссурах

Лечение заболевания проводится только после окончательного установления диагноза. Диагностику осуществляют с помощью:

• визуального осмотра – обнаружение кариеса открытых фиссурных типов возможно с помощью зонда, которым выявляются мягкие, «проваливающиеся» ткани, но только в случае, когда диаметр зонда не превышает диаметр фиссурного устья (обследование же закрытых в принципе проводится иными методами);
  • кариес-маркеров – специальные красители окрашивают только поврежденные области зубной поверхности;
  • рентгенологического исследования – рентгенограмма позволяет обнаружить наличие фиссурного кариеса даже при отсутствии какой-либо симптоматики, что особенно актуально при кариесе закрытых фиссурных типов, когда визуально заметно только очень узкое входное отверстие, однако не всегда эффективна на ранних этапах развития патологии;
  • электроодонтодиагностики – обнаружение патологии основано на определении порога возбудимости пульпы при воздействии тока через электрод — микрозонд;
  • метода лазерной флюоресценции ‑ облучение поверхности зуба лазерным излучением с последующим измерением оптических свойств эмали является эффективным вариантом исследования, выявляющим фиссурный кариес на начальном этапе.

Обстоятельная диагностика кариеса фиссур имеет серьезное значение в связи особенностями прогрессирования патологии. Часто случается, что визуально на фиссурах заметна очень тонкая, мельчайшая полоска кариозного поражения, тогда как внутри зуба может обнаруживаться средний или глубокий кариес.

Дело в том, что характерным для данной патологии является формирование кариозной полости в виде двух конусов: в эмали с вершиной, ориентированной наружу, и большого размера в дентине с основанием на границе дентин/эмаль. Исследователи связывают невыраженность поверхностных изменений при обширном внутреннем повреждении чрезмерным распространением местных фторсодержащих препаратов, укрепляющих эмаль поверх пораженного кариесом дентина.

В результате обнаружить такую полость оказывается возможным только после удаления эмали.

Лечение кариеса фиссур

У пациентов очень часто возникает вопрос при постановке диагноза фиссурный кариес, нужно ли лечить это состояние, ведь это только начальная форма патологии?

Ответ врача здесь однозначен: нужно и срочно, поскольку, чем раньше начата терапия, тем легче ее проводить, выше эффективность и меньше риск развития осложнений. Лечение важно даже в ситуации, когда кариес поражает молочные зубы: патология может распространиться вглубь и повредить зачатки постоянных зубов.

Лечение поверхностной формы патологии у детей осуществляется путем удаления пораженных тканей  эмали с последующей фиссурной герметизацией (метод используется и как профилактический). Взрослым в подобной ситуации рекомендуется лечение с помощью замещающих утраченные ткани вкладок, изготавливаемых по слепку зуба индивидуально из благородных металлов, керамики. Преимущество вкладок перед пломбами – более плотное прилегание, снижающее риск развитие кариеса в зазоре между материалом и тканями зуба. Вкладки имеют более длительный срок службы.

Если кариес распространен глубоко, проводят пломбирование по технологии препарирования полостей I класса (по классификации Блэка именно к ним относятся кариозные поражения в фиссурах):

• удаляют все пигментированные участки эмали и размягченный дентин;
  • формируют полость с закруглением углов в конце фиссуры для предупреждения вторичного патологического процесса;
  • пломбируют полость специальным материалом (серебряной амальгамой –которая хоть и уступает остальным материалам по эстетическим свойствам, но до сих пор не имеет полноценной замены по физико-механическим характеристикам, композитами свето- и химически отверждаемыми, стеклоиономерами,упроченными компомерами);
  • восстановление анатомической поверхности зуба.

Профилактика фиссурного кариеса

Основные методы, посредством которых реализуется профилактика кариеса:

• герметизация фиссур – запечатывание специальным материалом, наиболее эффективный способ профилактики при глубоких вариантах, особенно в детском возрасте (на поверхности зуба формируется прочный механический барьер, препятствующий проникновению бактерий, при этом активные компоненты материала одновременно оказывают реминерализующее воздействие);
  • тщательная гигиена ротовой полости;
  • прием кальций- и фторсодержащих препаратов в первые месяцы после прорезывания зубов;
  • фторирование зубов в условиях стоматологического кабинета;
  • аппликации на поверхность зуба противокариозных препаратов (в виде ополаскивателей, гелей).

→ в 8-ом рейтинге частных медицинских клиник Санкт-Петербурга, проведеннном журналом «Город 812», в номинации «Стоматология премиум-класса», заняв 3-е место.

Лечение зубов под общим наркозом у взрослых и детей в клинике «Астра»: удаление, имплантация, протезирование
Серебрение молочных зубов у детей: какие альтернативы посеребрению существуют?