Почему болит зуб после удаления нерва — основные причины?

Удаление нерва – важная составляющая эндодонтического лечения. У пациента после данной процедуры может возникнуть целый ряд вопросов.

Почему повысилась чувствительность зуба?

Некоторая чувствительность зубов после удаления нерва полностью может сохраняться в течение непродолжительного времени. Однако такая чувствительность проявляется при физическом воздействии (нажатии, надавливании) и не должна отмечаться в ответ на раздражении горячим/холодным, кислым или сладким. Появление последних ощущений свидетельствует о недостаточно качественном лечении корней зуба. Кроме того повышенная чувствительность (гиперестезия) может наблюдаться при частичном депульпировании на фоне особенностей организма, наличии микротрещин в эмали и т.п.

Почему ощущается боль при надавливании?

Сразу после удаления нерва, например, при остром пульпите, зачастую отмечается некоторое обострение воспалительного процесса. Это связано с тем, что проведено хирургическое вмешательство на зубных тканях, которое, как и любая операция, сопровождается воспалительной реакцией. При этом возможна ситуация, когда болит зуб после удаления нерва при накусывании, надавливании, нажатии, появляется небольшая отечность. Длительность подобного нормального состояния не должна превышать нескольких дней. Пациентам рекомендуется принимать нестероидные противовоспалительные препараты, например, ибупрофен или парацетамол. Важно также следить за динамикой проявлений: нарастание боли, отечности, повышение температуры свидетельствуют о развитии инфекции.

Как долго болит зуб после удаления нерва в норме?

Почему зуб ноет через неделю? Месяц? Год? Почему болит, если удалили нерв давно?

Если ноет зуб после удаления нерва в течение недели, это может быть проявлением нормальной вышеописанной ситуации – постпломбировочной боли. Длительность свыше 10-ти ‑ 14-ти дней, а также нарастание симптоматики (зуб «пульсирует» после удаления нерва) требуют обращения к врачу.

Причинами длительной боли являются ошибки при проведении эндодонтического лечения:

• пропущенные/не выявленные корневые каналы (например, при нестандартной ситуации – наличии в корне большего, нежели статистически определенное, числа каналов);
  • недостаточно качественная очистка каналов (механическая, медикаментозная) или обработка с применением малоэффективных препаратов, когда в канале осталась часть пульпы;
  • попадание в десну опилок, антисептиков, травмирование десны;
  • оставление зуба открытым на промежуточном этапе терапии;
  • оставление в канале обломка инструмента и пр.

Также боль в зубе после удаления нерва может появляться из-за иррадиации ощущений от соседних зубов, т.е. на самом деле болит не депульпированный зуб, а соседние. Реже неприятные проявления связаны с материалом пломбы (аллергической реакцией), выдвижением пломбы за пределы зуба и сдавлением ею проходящего рядом нерва.

Длительная болезненность, появление болей спустя некоторый «светлый» промежуток, усиление ощущений в горизонтальном положении бывают признаком одонтогенного гайморита (воспаления гайморовой пазухи из-за инфекции, находившейся в зубных корнях). Терапия патологии осуществляется совместными усилиями ЛОР-врача и стоматолога.

Перелечивание каналов в подобной ситуации оптимально доверить терапевту-стоматологу, владеющему техникой лечения зубов под микроскопом.

Во всех случаях важно понимать, что даже при идеально проведенной операции сохраняется риск развития осложнений (при частичном удалении нерваон составляет до 5%-ов). Прогноз вмешательства зависит от степени разрушенности зуба, состояния околозубных тканей,  объема сохраненных тканей, квалификации специалиста.

Для снижения риска рецидивов эндодонтическое лечение проводится с рентгенографическим контролем. При необходимости для оценки качества лечения зубов и установления причины болей прибегают к методу компьютерной томографии.

Почему опухла щека, и появился отек?

Небольшой отек после удаления нерва в зубе также является нормальным явлением: воспалительной реакцией в ответ на оперативное вмешательство. Однако, если сильно опухла щека после удаления нерва зуба, образовался абсцесс, появились гнойные выделения и неприятный запах, повысилась температура, следует как можно быстрее показаться специалисту. Врач проведет дренирование абсцесса, назначит антибиотикотерапию, повторно промоет и запломбирует каналы.

Почему зуб реагирует на холодное/горячее?

Если зуб после удаления нерва реагирует на холодное или горячее, это может говорить о том, что во время вмешательства удалялась только часть пульпы, а воспалительный процесс полностью не купировался. В зубе с полностью удаленным нервом такой реакции быть не может: возможно ощущения связаны с проблемой в соседних зубах. Если состояние не улучшается, а тем более, если проявления усиливаются, необходимо обратиться к врачу, сделав рентгеновский снимок.

Почему потемнел зуб?

После депульпирования зуб лишается сосудов, подводящих питательные вещества и клетки, отвечающие за борьбу с инфекцией. Отсутствие питания исключает возможность восстановления оставшейся зубной ткани, которая постепенно сереет, становится более хрупкой и менее прочной. Поэтому не следует надолго откладывать проведение укрепляющей реставрации депульпированного зуба или покрытия последнего коронкой.

Также потемнение бывает связано с некрозом оставшейся в результате некачественного лечения пульпы. При этом первоначальная сильная боль постепенно, по мере гибели остатка нерва, проходит и пациент воспринимает происходящее, как выздоровление. Однако некротизированные ткани могут стать причиной развития повторной инфекции уже в околозубной зоне. Такая ситуация требует обязательного обращения к врачу.

Изменение цвета (приобретение розоватого оттенка) и структуры зубов возникает  при применении резорцин-формалинового метода.

Что делать, если развилось воспаление лицевого тройничного нерва после депульпирования зуба мудрости?

Одним из осложнений эндодонтического лечения является поражение тройничного нерва.  Характерные, особенно заметные при надавливании, признаки такого нарушения:

• монотонная жгучая боль;
  • жжение в области губ, челюсти;
  • онемение щеки, губы;
  • неприятные ощущения при прикосновении.

Проблема может обуславливаться сдавливанием ветвей нерва выпавшим пломбировочным материалом. В этом случае болезненность появляется сразу после депульпирования и пломбировки.

Также возможно сохранение очагов инфекции и формирования кистозных образований,. которые постепенно разрастаются и сдавливают ветви нерва.

Болеть может нерв и после удаления зуба мудрости. При удалении зуба (особенно такого сложного, как зуб мудрости) возможно травмирование тройничного нерва. Это проявляется онемением части десны и/или губы, щеки на стороне вмешательства.

В данной ситуации, помимо обращения к стоматологу, следует посетить и невролога.

Даже если эндодонтическое лечение прошло без каких-либо неприятных последствий, очень важно повторно прийти на прием к специалиста, осуществлявшего вмешательство, в установленные сроки (примерно через 1, 3 и 6 месяцев) для контроля процесса заживления.

Гранулема на корне зуба: признаки, сиптомы, лечение в клинике «Астра», цены
Лечение и чистка каналов зуба в клинике «Астра»
Лечение острого пульпита у взрослых и детей в СПб, цены в стоматологии «Астра»
Стоимость лечения, чистки и пломбировки каналов зуба в клинике «Астра»